
Содержание статьи
Диагностическая карта – что это такое?

Многие водители до сих пор используют понятие «талон техосмотра» вместо термина «диагностическая карта». И, в принципе, никакой юридической разницы между понятиями нет: изменилось только название, форма записи и подачи информации. Однако по своей сути процесс не изменился: водитель/автовладелец обязан регулярно проходить официальный осмотр автотранспорта в специализированных автоцентрах и получать официальный документ о техническом состоянии машины. Ранее талон техосмотра представлял собой небольшую цветную карточку в которой была отмечена дата окончания срока его действия. А современная диагностическая карта – это лист формата А4, в котором отражены 65 пунктов технического состояния машины. При этом установленного бланка ДК нет, а государство регулирует только содержание, которое обязательно должно быть одинаковым. Большинство диагностических карт распечатываются на белом листе и могут не иметь синей печати (свободно используются копии и распечатки). Также карту необязательно возить с собой. Это связано с тем, что данные карты заносятся в единую информационную систему ЕАИСТО и привязаны к сведениям страховки ОСАГО. Таким образом, любое заинтересованное лицо, включая сотрудников полиции, может проверить наличие ДК у водителя.
Историческая справка
Впервые автовладельцев новой страны Россия обязали проводить технический осмотр ТС в 1994 году. При этом была установлена следующая периодичность: 1 раз в 2 года для автомобилей, которые выпущены с конвейера более 5-и лет назад. А в середине 1998 года законодательно утвердили порядок проведения техосмотра. Данное постановление привело в соответствие российские законы и международное соглашение о взаимном признании техосмотров, которое было подписано годом ранее в Вене 28-ю странами, включая Россию. Согласно нововведениям, у собственников российского автотранспорта возникла обязанность проверять техническое «самочувствие» автотранспорта с определённой периодичностью, а именно:
- «легковушки» и грузовики старше 5 лет – 1 раз/год;
- автобусы – 2 раза/год;
- машины младше 5 лет – 1 раз/2 года.
Законодательная база

Все вопросы, связанные с прохождением, получением и периодичностью оформления диагностической карты для автотранспорта описаны в следующих нормативных документах:
- федеральный закон № 170, который был подписан в Кремле, летом 2011 года, президентом РФ Медведевым Д. А., с последней редакцией закона в 2019 году. Закон регулирует порядок проведения ТО ТС в Российской Федерации;
- федеральный закон № 40, который подписан в Кремле в апреле 2002 года президентом РФ Путиным В. В., с последней редакцией закона в 2020 году. Данный закон описывает порядок обязательного страхования автогражданской ответственности водителей на территории России.
Срок действия диагностической карты
Многие водители интересуются: «Диагностическая карта сколько действует?» Основополагающими факторами при определении срока действия ДК будут:
- дата выпуска транспортного средства с заводского конвейера;
- категория автотранспорт.
Новый автотранспорт
На основании действующего российского законодательства, а именно пункта № 2, статьи № 15 Федерального Закона № 170 от 2011 года о порядке проведения технического осмотра ТС на территории РФ, новые автомобили (те, которые выпущены с заводского конвейера менее 36 месяцев/3 лет) не обязаны проходить техосмотр.
- легковые авто;
- грузовые авто с массой до 3,5 тонн;
- мотоциклетный транспорт;
- прицепы и полуприцепы.
Подержанные автомобили
Автотранспорт, который имеет год выпуска от 3 до 7 лет, подлежит техосмотру 1 раз в 2 года. Основанием является федеральный закон № 170 от 2011 года, а именно, статья № 15, пункт № 4.
Автотранспорт, который был выпущен заводом-изготовителем более 7 лет назад, должен проходить ежегодный технический осмотр на основании того же федерального закона, статьи № 15, пункта № 2.
Специализированный транспорт

В особую категорию, которой требуется обязательный техосмотр с периодичностью один раз в полгода, попали:
- такси (легковые авто);
- автобусы;
- грузовые авто, переоборудованные или предназначенные для перевозки людей, с количеством посадочных мест более 8 (без учёта водителя);
- специальный транспорт и прицепы, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов.
Данная периодичность установлена пунктом № 1 статьи № 15 ФЗ – 170, если иное не предусмотрено иными федеральными законами.
Случаи, когда не нужен технический осмотр автомобиля
Если говорить о техосмотре исключительно для получения полиса ОСАГО, то диагностическая карта не понадобится в следующих случаях:
- Получение полиса для нового автомобиля (36 месяцев с даты выпуска).
- Покупка полиса «автогражданки» на краткий срок, до 20 суток действия.
- При переоформлении прав и смене регистрационных номеров, если предыдущий хозяин передал действующую диагностическую карту.
- Возможность прохождения ТО без осмотра автомобиля
Да, в России не запрещена такая процедура, как прохождение ТО без предоставления автомобиля, в режиме онлайн. Это легально и не является мошенничеством, так как в базе ЕАИСТО появляются настоящие сведения.
Цена диагностической карты
Цены зависят от категории транспорта и прайс-листа организации, которая проводит технический осмотр. Так, в среднем, можно говорить о следующем порядке расценок на прохождение ТО и получение ДК:
- для мотоциклетного транспорта — 300-600 рублей;
- для легкового транспорта — 500-800 рублей;
- для прицепов, в зависимости от массы — 600-1100 рублей;
- для грузовиков, в зависимости от массы – 700-1700 рублей;
- для автомобилей, используемых для регулярных перевозок пассажиров – 1300-1700 рублей.
Ответственность за отсутствующую или просроченную карту диагностики ТС
Действующие нормы КоАП РФ, а именно статьи № 12.1, пункта № 2, предусматривают прямое наказание за отсутствие ДК только для автовладельцев машин такси, автобусов и грузового автотранспорта, который оборудован для перевозки людей (количество пассажиров более 8 человек, не считая водителя) и перевозки опасных грузов. Для этих категорий транспорта полагается штраф от 500 до 800 рублей.
Для автовладельцев других категорий ТС штраф не предусмотрен.
Если говорить о косвенной ответственности за отсутствующую или просроченную ДК, то она может наступить в следующих случаях:
- Страховщик откажется продавать полис ОСАГО, кроме случаев, описанных в пункте 4 нашей статьи.
- Страховщик вправе выставить право регресса для виновника ДТП, у которого на момент аварии была просрочена или отсутствует действующая диагностическая карта. Иными словами, страховая компания может потребовать от виновника ДТП возмещение ущерба, который она оплатила потерпевшей стороне.
Нововведения 2020 года
В настоящее время, на начало 2020 года, никакие новые законы на тему прохождения технического осмотра не вступили в законную силу. Однако есть ряд законопроектов, которые продвигаются в целях повышения уровня безопасности на дорогах РФ. Больше всего шума в интернете наделал закон № 219 от июля 2019 года, который должен был внести изменения в действующий КоАП РФ. Речь шла о внесении в статью 12.5 части № 1.1, которая описывает штрафные санкции за отсутствие диагностической карты у водителя: штраф 2000 рублей. Однако если открыть правовую систему «Консультант Плюс», то можно увидеть, что данный закон не вступил в силу.
Здесь же можно увидеть пункт 2, подпункт «б», которые описывают наказание водителей за отсутствие ДК:
Это означает, что двухтысячных штрафных санкций в настоящее время для водителей не существует (на начало 2020 года).
Мы обязательно дополним нашу статью тогда, когда в юридическую силу вступят какие-либо изменения законов РФ на данную тему.
Заключение
Сколько действует техосмотр для ОСАГО? Этим вопросом озадачиваются водители, как правило, перед тем как заняться оформлением полиса ОСАГО. В настоящее время установлены сроки действия ДК в зависимости от даты выпуска автомобиля и категории автотранспорта. Так, новые авто не нужно осматривать до истечения 3-летнего срока с момента изготовления, автомобили со стажем от 3 до 7 лет нуждаются в осмотре 1 раз в 2 года, а более старые автомобили подлежат обязательному ТО ежегодно. Те машины, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов, должны осматриваться чаще, а именно — 1 раз в полгода. При этом, по российскому законодательству, перед обращением в страховую компанию за полисом ОСАГО страхователь (водитель или автовладелец) обязан получить диагностическую карту с отметками о допуске к эксплуатации.

Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.





