Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сочинение ученицы 7"Б" класса по картине Е.Широкова «Друзья»

      

Тема урока Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

(упр.249).

Дата проведения 20.12.12.

Класс 7 Б

Учитель Шелудченко Анна Викторовна

 

Цели урока:

1. Расширить кругозор учащихся, познакомив их с творчеством   художника.

2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.

3. Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».

  1. Совершенствовать навыки описания произведений живописи;
  2. Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи
  3.  

Задачи урока:

1. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.

2. Формирование навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций.

3. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни.

Оборудование:

1. Проектор, ноутбук, экран.

  1. Презентация

3. Портрет художника.

4. Репродукция картины Широкова «Друзья».

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов, синонимов; коллективное обсуждение и рецензирование ответов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, особенности урока. (Слайд 1)

Сегодня нам предстоит написать сочинение-описание по картине. Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – это пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий в жизни – сюжетно-тематическая картина.

Нам сегодня предстоит работать над портретом.

Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом.

( Слайд)

Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека. (Слайд )

3. Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.

Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.

Евгений Николаевич Широков - Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).

Широков - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.


Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.

       Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского (Слайд ) и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков. (Слайд )

4.Анализ картины «Друзья».

Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.

- К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины).

- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

- Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?

5. Подготовка к сочинению (Слайд )

- Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение

- Что такое повествование? Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях

- Что такое рассуждение? Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу

- Что такое описание? Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем

- Что можно описывать? Человека, природу, предметы, картину, обстановку (интерьер)

- Каков тип нашего сочинения? Описание

- Что мы должны описать? Внешность мальчика

- В каком стиле мы должны его описать? В художественном

- Что необходимо использовать в художественном стиле? Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.

— Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?

— Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!

(Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.)

- Чтение словарной статьи.

“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)

1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Не зря народная мудрость гласит: Старый друг лучше новых двух. (Пословица)

- Как вы думаете, почему художника заинтересовали эти герои?

- Согласны ли вы, что можно многое прочесть, вглядываясь в лица окружающих людей?

- Какие “говорящие лица” бывают?

- Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность? (Слайд)

Учитель: Глаза – зеркало души

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. (Слайд)

- Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (воображение, память, прочитанное, наблюдение.)

6. Словарная работа. Составим таблицу ключевых слов, которые помогут нам в описании.

Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? хозяин собаки, он.

Составление таблицы. (Слайд )

- Каким настроением проникнуты оба персонажа?

— Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?

— На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание?

Лицо и глаза

- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика (опишите собаку?)

(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга)

- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?

(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).

- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

- Чем огорчен мальчик?

– Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами)

- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?

— Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.

— Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

7. Составление плана сочинения (Слайд)

— Сколько частей будет в вашем сочинении?

— О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)

- О чём мы будем писать в основной части сочинения?

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения

- С чего начать описывать картину?

— Описанию чего уделите особое внимание?

Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки.

8. Материалы к сочинению (ребята перечерчивают таблицу и по ходу последующей беседы её заполняют)

- О чем напишите в заключении? (Слайд)

9. Составление плана.

                         План.

I. Е.А. Широков – замечательный русский художник.

II. Описание картины “Друзья”.

1.Общее описание картины.

2.Описание главных героев.

3.Значение цвета в пейзаже художника.

III. Настроение, которое оставляет картина.

10. Советы по написанию сочинения. (слайд)

       11. Написание черновика сочинения

12. Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.

       13. Итог урока.

Литература

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, «Владос»,1994.

2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

3. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992

4. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2002 г.

6. Словарь синонимов. – М.: ТОМ, 1997г.

7. Ушакова Н. Разработка урока русского языка